Объектно-ориентированное программирование

Неявной в идее пересылки сообщений является мысль о том, что интерпретация сообщения может меняться для различных объектов. А именно поведение и реакция, инициируемые сообщением, зависят от объекта, который получает сообщение. Тем самымpush может означать одно действие для стека и совсем другое для блока управления механической рукой. Поскольку имена операций не обязаны быть уникальными, могут использоваться простые и явные формы команд. Это приводит к более читаемому и понятному коду.

Наконец,  объектно-ориентированное программирование добавляет механизмы наследования и полиморфизма. Наследование позволяет различным типам данных совместно использовать один и тот же код, приводя к уменьшению его размера и повышению функциональности. Полиморфизм перекраивает этот общий код так, чтобы удовлетворить конкретным особенностям отдельных типов данных. Упор на

независимость индивидуальных компонент позволяет использовать процесс пошаговой сборки, при которой отдельные блоки программного обеспечения разрабатываются, программируются и отлаживаются до того, как они объединяются в большую систему.

 

Все эти идеи будут описаны более подробно в последующих главах.

1.7. Многократно используемое программное обеспечение

Десятилетиями люди спрашивали себя, почему создание программного обеспечения не может копировать процесс конструирования материальных объектов. К примеру, когда мы строим здание, автомобиль или электронное устройство, мы обычно соединяем вместе несколько готовых компонент вместо того, чтобы изготовлять каждый новый элемент с нуля. Можно ли конструировать программное обеспечение таким же образом?

Многократное использование программного обеспечения — цель, к которой постоянно стремятся и редко достигают. Основная причина этого— значительная взаимозависимость большей части программного обеспечения, созданного традиционными способами. Как мы видели в предыдущих разделах, трудно извлечь из проекта фрагменты программного обеспечения, которые бы легко использовались в не имеющем к нему отношения новом программном продукте(каждая часть кода обычно связана с остальными фрагментами). Эти взаимозависимости могут быть результатом определения структуры данных или следствием особенностей функционирования.

Например, организация записей в виде таблицы и осуществление операции ее индексированного просмотра являются обычным и в программировании. Тем не менее до сих пор подпрограммы поиска в таблицах зачастую пишутся «с нуля» для каждого нового приложения. Почему? Потому что в привычных языках программирования формат записи для элементов таблицы жестко связан с более общим кодом для вставки и просмотра. Трудно написать код, который бы работал для произвольной структуры данных и любого типа записей.

объектно-ориентированное программирование обеспечивает механизм для отделения существенной информации(занесение и получение записей) от специализированной(конкретный формат записей). Тем самым при использовании объектно-ориентированнойтехники мы можем создавать большие программные компоненты, пригодные для повторного использования. Многие коммерческие пакеты программных компонентов, пригодных для многократного использования, уже имеются, и разработка повторно

используемых программных компонентов становится быстро развивающейся отраслью индустрии программного обеспечения.

1.8. Резюме

объектно-ориентированное программирование— это не просто несколько новых свойств, добавленных в уже существующие языки. Скорее— это новый шаг в осмыслении процессов декомпозиции задач и разработки программного обеспечения.

ООП рассматривает программы как совокупность свободно (гибко) связанных между собой агентов, называемых объектами. Каждый из них отвечает за конкретные задачи. Вычисление осуществляется посредством взаимодействия объектов. Следовательно, в определенном смысле программирование— это ни много ни мало, как моделирование мира.

Объект получается в результате инкапсуляции состояния (данных) и поведения(операций). Тем самым объект во многих отношениях аналогичен модулю или абстрактному типу данных.

 

Поведение объекта диктуется его классом. Каждый объект является экземпляром некоторого класса. Все экземпляры одного класса будут вести себя одинаковым образом(то есть вызывать те же методы) в ответ на одинаковые запросы.

Объект проявляет свое поведение путем вызова метода в ответ на сообщение. Интерпретация сообщения(то есть конкретный используемый метод) зависит от объекта и может быть различной для различных классов объектов.

Объекты и классы расширяют понятие абстрактного типа данных путем введения наследования. Классы могут быть организованы в виде иерархического дерева наследования. Данные и поведение, связанные с классами, которые расположены выше в иерархическом дереве, доступны для нижележащих классов. Происходит наследование поведения от родительских классов.